Киевская митрополия-епархия


Киевская митрополия-епархия
– окончательно образовалась только в 1686 г., с 1797 г. приняла свой нынешний вид. С 1686 по 1797 гг. К. М. состояла из 2 частей: 1) собственно киевской епархии – нынешние Черниговск. и Полтавская губ., наход. в пределах русского государства, 2) заграничная – в пределах польско-литовск. госуд. Заграничные монастыри разделялись на несколько групп: 1) литовскую, 2) слуцкую архимандрию под управлением архимандр. слуцкого Св.-Троицкого мон., 3) белорусскую, 4) подлясскую, 5) полесскую и 6) украинскую. Многие монаст. превратились в униатские, к концу XVIII в. сохранилось в православии 36 обителей и имели очень важное историческое значение. Кроме монастырей, в заграничной части были и приходские церкви (до 100), составлявшие 6 протопопий: слуцкую, мозырскую, петриковскую, пинскую, туровскую и давидгородецкую. В ведении киевск. митропол. была и польская православн. церк. в Варшаве, известная под именем варшавской капеллании. Границы и территориальный состав К. М. часто менялись и только в 1797 г. окончательно установились; с этого времени К. Μ. Ε. находится на правом берегу р. Днепра и совпадает с границами Киевск. губ. В 1844 г. причислен от волынской епархии г. Бердичев с уездом. Митрополиты и епископы: 1) Гедеон, кн. Святополк-Четвертинский, митр. киевский, галицкий и вся Малые России, 1685 - 1690 г., в 1660 г. был избран еписк. луцким и острожским, в 80-х годах остался единственным православным еп., замечателен своею борьбою с окатоличением зап.-русского народа, проповедовал единение с Россией, в 1684 г. принужден был переселиться из Польши в Малороссию, в 1685 г. посвящен моск. патр. Иоакимом в киевск. митропол., скончался в 1690 г. 2) Варлаам Ясинский, 1690 - 1707 г., в 1684 г. архимандр. К.-Печерской лавры, с 1690 г. – митропол., сконч. в 1707 г. 3) Иоасаф Кроковский, 1708 - 1718 г. От 1718 г. по 1722 г. киевск. митропол. кафедра оставалась свободной. 4) Варлаам Ванатович – в 1719 г. архимандр. Тихвинского монаст., в 1722 г. посвящен в сан архиеписк. киевск. Предоставление В. сана архиеп., а не митропол. было очень обидно и В., и всей митрополии; из-за этого между В. и Феофаном Прокоповичем установились недружелюбные отношения. В 1729 - 30 г. киевский войт Д. Полоцкий донес в Св. Синод, что В. не служил молебна в один из высокоторжеств. дней. По указу 3 авг. 1730 г. В. вместе с консисторией был доставлен в Москву и предан суду; по настоянию Прокоповича был лишен сана и священства и простым монахом сослан навеки в Кирилло-Белоозерский мон. Только через 10 лет, с воцарением имп. Елисаветы в 1741 г., В. возвращен из ссылки и восстановлен в сане. В. пожелал жить на покое в Тихвинском мон., где принял схиму с им. Василия и скончался в 1751 г. 5) Рафаил Заборовский, с 1723 г. архимандр. Троицкого Калязина мон. в Твери и асессор Св. Синода, в 1725 г. посвящен в сан еп. псковского и член Св. Синода, в 1731 г. переведен в Киев со званием архиеп., в 1743 г. удостоен звания митропол., сконч. в 1747 г. 6) Тимофей Щербацкий – в 1740 г. архимандр. К.-Печерской лавры; по указанию митр. Рафаила, по его смерти, избран митропол., в 1758 г. переведен в Москву, сконч. в 1767 г., 1-й из русских архиереев отпетый по чину священнич. погребения. 7) Арсений Могилянский – при нем в 1767 г. запрещено было писать в митропол. титуле "и Малые России", потому что Малороссия захватывала не только киевск. митр., но и черниговскую и переяславск. епархии. А. участвовал в составлении пунктов от киевск. духовенства в Екатерининскую законодат. комиссию в 1767 г., сконч. в 1770 г. 8) Гавриил Кремецкий – в 1738 г. ректор А.-Невской семинарии, в 1748 г. архимандр. Новоспасского моск. мон. и член Св. Синода, в 1749 г. произведен во еп. коломенского, в 1755 г. переведен в Казань для умиротворения епархии и татар, волновавшихся и недовольных местными миссионерами; в 1762 г. переведен в СПб. в сане архиеп., в 1770 г. в сане митр. киевского и галицкого перемещен в Киев, сконч. в 1783 г. 9) Самуил Миславский – в 1762 г. ректор киевск. академии, в 1768 г. хиротонисан во еп. белградского, в 1771 – еп. крутицкий, с 1776 г. архиеп. ростовский и в 1783 г. – киевский митропол. При нем введены духовные штаты, восстановлено переяславское коадъюторство, сконч. в 1796 г. 10) Иерофей Малицкий с 1796 г. по 1799 г. 11) Гавриил Бапулеско-Бадони с 1799 г. по 1803 г. При них (10 и 11) К. М.-Е. приняла свой нынешний вид и состав. 12) Серапион Александровский – в 1779 г. архим. Богоявлен. моск. мон., в 1788 г. – еп. дмитровский, в 1799 г. переведен в Казань и в 1803 г. – киевск. митропол., уволен на покой в 1822 г. и сконч. в 1824 г., 80 лет от роду. 13) Евгений Болховитинов с 1822 г. по 1837 г., написал много ученых трудов. 14) Филарет Амфитеатров – доктор богословия, в 1819 г. рукоположен во еписк. и занимал до 1825 г. калужскую, до 1828 г. рязанскую, до 1836 казанскую и до 1837 ярославскую кафедры, в 1837 г. из архиеп. назначен митропол. киевск., в 1841 г. принял схиму с именем Феодосия, ум. в 1857 г. 15) Исидор Никольский, в 1860 г. переведен в С.-Петербург, управлял киевской митр. 2 года. 16) Арсений Москвин – с 1860 г. до 1876 г., памятен Киеву кротостию, благочестием строгим подвижничеством и любовию к монашеству. 17) Филофей Успенский – в 1839 г. архимандр. и инспектор СПб. дух. акад., в 1849 г. хиротонисан в еп. дмитровского до 1853 г., до 1857 г. был еп. костромским, до 1876 г. – тверским, причем в 1861 г. возведен в архиеп., в 1876 г. – митропол. киевск., умер в 1882 г. 18) Платон Городецкий – в 1843 г. хиротонисан во еп. ковенского, в 1848 г. перемещен в Ригу; управлял рижской епархией 17 лет и возвысил правосл. русское знамя в Остзейском крае, в 1867 г. переведен архиеп. донским в Новочеркасск, в 1877 г. – в Одессу и в 1882 г. назначен киевск. митропол., сконч. в 1891 г. 19) Иоанникий Руднев с 1891 г. по 1900 г. 20) Феогност Лебедев – проф. СПб. дух. семин. в 1856 - 7 гг., инспектор новгор. сем. 1857 - 61 гг., ректор орловской до 1864 г., камен.-подольской до 1866 г. В 1867 г. хиротонисан во еп. балтского, в 1878 г. – архиеп. владимирск., в 1892 г. новгородский, в 1895 г. – член Св. Синода, в 1900 г. – киев. митропол., скончался в 1903 г., особенное внимание обращал на церк.-приходские школы и 21) ныне управляющий с 1 февр. 1903 г. высокопреосв. Флавиан Городецкий – род. в 1840 г., окончил орловскую гимназию, откуда поступил на юрид. факул. московск. унив., в 1861 г. до окончания курса поступил в Николаевский Песношский мон., в 1866 г. принял монашество и посвящ. во иеродиакона, в 1867 г. рукоположен в иеромонаха, в 1873 г. назначен членом Пекинской дух. миссии, изучил кит. яз., и перевел много богослуж. книг на этот яз., в 1879 г. был назначен начальником этой миссии и возведен в сан архимандр., в 1885 хиротонисан во еписк. аксайского, викария донской епархии, затем переведен на каф. еп. люблинского, викария холмско-варшавск. епархии, в 1891 назначен еп. холмским и варшавск., в 1892 г. возведен в сан архиеп., в 1898 г. назначен архиеп. карталинским и кахетинск. со званием члена Св. Синода и экзарха Грузии, в 1901 г. назначен архиеп. харьковским и ахтырским и наконец 1 февр. 1903 г. назначен митропол. киевским и галицким и священно-архимандр. К.-Печерск. Успенской Лавры. Викариатства. В 1700 г. был назначен митр. Варлааму помощник в лице Захарии Корниловича, получившего название коадъютора. Захарий жил вне Киева, в Переяславле-Полтавск. и пользовался большею самостоятельностью, чем викарий. Затем переяславск. коадъюторство составило особую епархию, в 1782 г. снова оно было восстановлено, и коадъютор должен был заведовать заграничной частью митрополии. В течение XVII и XVIII вв. киевские митр. пользовались услугами греческ. иерархов, проживавших в Киеве и помогавших митр., рукополагая ставленников и совершая богослужения. В 1799 г. учреждено чигиринское викариатство, в 1874 г. уманское и в 1884 каневское. Консистория киевская состоит из 7 членов, при ней канцелярия из 55 чиновн.; благочинных в К. М. 79 над приходск. церквами и 2 над монаст., при благоч. благочиннич. советы из 3 членов; сотрудниками являются: помощн. благоч., дух. следователь, цензор проповедей, миссионер и 2 члена строит. комитета. К. М. занимает около 45.000 кв. верст; около 3600 тыс., из них православн. до 3110 тыс., старообрядцев до 12.500 чел., сектантов-штундистов до 7.500 чел., остальные – евреи. Храмов всего 1.710, из них соборных 14, при муж. мон. 30, при жен. 23, приходск. одноклирных 1325, двухклирн. 2, трехклирн. – 1, при казен. и богоугодн. завед. с причтом 30, без причта 5, домов. – 5, кладбищ. с причтом – 9, без причта – 2, ружных – 1, единовер. – 2 и приписных 135. Духовенства: протоиер. – 70, свящ. – 1365, диаконов – 189, псаломщиков – 1400; монашествующих: 1500 лиц, из них монахов – 395, послушников – 66, монахинь – 393, послушниц – 646. Богаделен при церквах – 6, в них содержится до 450 лиц. Больниц при мон. 1 и при церк. 1, в них содерж. до 1.200 чел. Церковн. библиотек: 1 епархиальная, 50 окружных и 1.270 при церквах, народных библ.-читален – 2. Школ церковных: 1888 с 115.000 учащихся, в том числе 25 тыс. девочек; церк.-учительских – 1, второклассных – 12, двухклассн. – 51, одноклассных – 1.320, школ грамоты – 500, образцовых – 4. Духовно-учебные заведения: 1 Дух. семин., 4 муж. дух. учил., 2 жен.: 1) Киевская дух. семин. с 1717 г., одна из самых многолюдных, параллельные отделения при всех 6 классах, при ней Петропавловское братство для вспомощ. бедн. воспит. 2) Киево-Под. дух. учил, с 1817 г.; в 1902 г. соединено с богуславским дух. уч., помещ. в здании киевск. дух. семин. на Подоле. 3) Киево-Софийское дух. учил., выделено в 1837 г. из Киево-подольского. 4) 5) 6) Черкасское, уманское и богуславское – открыты были в 1818 г., два первых существ. и доныне, о 3-м выше. 7) 8) Два женск. епарх. учил. с 1862 г., сперва было одно учил., впоследствии параллельные классы выделились в самостоятельное учил., находятся под покровит. Имп. Марии Феодоровны, 7-миклассные курсы обучения. Церковно-приходских попечительств – 415, располагают капиталом в 55000 р. Из братств и обществ наиболее известны: 1) Свято-Владимирское, с 1864 г. открытое для противодействия латино-польской пропаганде, при нем епарх. библиотека, читальня, ведет религиозно-нравств. воскресные и праздничн. чтения; распространяет поучит. листки, в 1904 г. обратило к православию 96 лиц. 2) Религиозно-просветительное общ. с 1893 г. построило храм и школу в отдаленной и малокультурной части г. Киева Юрковицы и собств. дом с церковию и залом для чтений. 3) Киевский Комитет Правосл. миссионер. общ. с 1870 г., оказывает матер. помощь правосл. миссиям. 4) Киевский Отд. Импер. Правосл. Палестинского Общ. с 1902 г., им. библиотеку, много пожертвований направил в "Палест. общ.". 5) Киевск. отдел общ. ревнителей историч. просвещ. в пам. имп. Алекс. III с 1902 г., имеет небольшую бесплатную библиотеку. 6) Епархиал. попечительство о бедных дух. звания располагает капиталом до 150.000 р. на общие цели и специальн. капиталом для постройки богадельни в 120 тыс. рублей. 7) Киевск. епарх. свечной завод с 1890 г. с капиталом в 250.000 рублей. 7) Комитет по образованию пожарного капитала духовенства с 1893 г. с капиталом в 240.000 р. 8) Взаимовспомогат. общ. духовен. киевской епархии с 1893 г. с капиталом до 300.000 р., при нем имеется похоронная касса. Монастыри наиболее известные: 1) Никольский Пустынный Слунский, или Столповый, или мон. Николая Малого, – один из древнейших. Слунским назван потому, что в 1713 г. киевск. губерн. Голицын построил на месте прежнего монаст. и часовни небольшую камен. церковь, внешним видом напоминавшую столб. В 1827 г. мон. подвергся сильному пожару, в 1830 г. едва совершенно не закрыт. В нем 2 церкви – одна наверху трехпрестольная, с главным приделом во имя св. Николая, другая – внизу на Аскольдовой могиле во имя св. Николая, построенная в 1809 - 1813 гг. С 1860 г. Аскольдова могила на усадьбе мон. получила значение аристократического кладбища. 2) Златоверхо-Михайловский – в XI в. назывался Димитриевским, в XII в. – Петровским, с нач. XVI в. – нынешнее название. В 1482 г. разрушен Менгли-гиреем, в 1520 г. восстановлен. Главная святыня – мощи св. великомуч. Варвары. С 1799 г. и доселе управляется архиереями – викариями. В ведении З.-М. мон. скит Феофания со многими храмами и кладбищами для умир. братии Мих. мон., в нескольк. верст. от Киева. В 1908 г. 800-летие соборного храма. 3) Братский Богоявленский с 1615 г., на Подоле, в 1785 г. закрыт, в 1799 г. восстановлен, в 1811 г. сгорел и в 1826 возобновлен. В нем со времени его основания и доселе помещается киевск. Дух. Акад. 4) Выдубицкий св. Георгиевский – в нем 3 церкви: а) Михайловская, заложенная в 1070 и освященная в 1088, в XV в. обрушилась в Днепр из-за обвала, восстановлена в 1632 г. b) Соборная Георгиевская, выстр. в 1701, и с) Трапезная Покровская с 1701 г. 5) Троицкий общежительный муж., основ. в 1864 г. старцем иером. Ионою, известен в народе по имени основ. под назван. "Ионина", им. 2 храма. 6) Екатерининский греческий муж., основ. в 1748 г., в ведении синайского мон. 7) Флоровский Вознесенский жен. – с полов. XVI в., в нем церкви – Вознесенская, Казанская, Тихвинская и Троицкая. 8) Покровский женский с 1889 г., им. храмы: Соборный во имя св. Николая с 1896 г. строящийся, Покровский с приделами во имя прор. Илии и Трапезная во имя св. Архистратига Михаила, им. образцовую больницу, с 1894 г. в его ведении состоящую. 9) Межигорский Преображенский, основ. в XII в. 10) Введенский жен., образов. в 1901 г. Все эти обители находятся в Киеве и его окрестностях. В епархии: 11) Корсунский Свято-Онуфриевский муж. – недалеко от м. Корсуня, в XVII в. назывался иногда Гуляницким. 12) Виноградский Успенский муж. – в черкас. уезде, основ. в полов. XVI в. 13) Жаботинский Св. Онуфриевский муж. возле м. Жаботино, при ручье Жабянке. 14) Матронинский Св. Троицкий – в чигиринск. уезде. 1) Медведовский Св.-Николаевский близ с. Медведовки, чигир. уезда, с пол. XVII в. делается известным. 16) Мошногорский Вознесенский муж., основ. в XVII в., черкас. уезд. 17) Богуславский Николаевский (женский с 1?04 г.) – в каневск. уезде, основ. в 1580 г. 18) Лебединск. Св.-Николаевский жен., возле с. Лебедина, читрин. у., основ. в 1770 г. 19) Чигиринский Св.-Троицкий жен., близ Чигирина, первоначально был мужским, разорялся неоднократно татарами и поляками, восстановлен в 1730 г. 20) Ржищевский Преображенский (женский с 1852 г.), в XIX в. восстановлен. Киевские Епархиальн. Ведомости начали издаваться с 1861 г., с 1878 г. переданы в ведение киевск. Академии, в 1886 г. Ак. отказалась.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Смотреть что такое "Киевская митрополия-епархия" в других словарях:

  • Киевская митрополия до 1458 года — Это статья о киевской митрополии до 1458 года. О киевской митрополии, основанной в 1458 году, см. Киевская митрополия (1458 1688). Киевская митрополия  (Киевская и всея Руси)  православная митрополия Константинопольского патриархата на… …   Википедия

  • Киевская духовная академия — (КДА) …   Википедия

  • МИТРОПОЛИЯ — (греч.). Округа, управляемый, в духовном отношении, митрополитом; в прежние времена всякий большой город в Азии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИТРОПОЛИЯ греч. metropolis; этимологию смотр.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МИТРОПОЛИЯ — МИТРОПОЛИЯ, митрополии, жен. (греч. metropolis) (церк.). Епархия, церковный округ, подчиненный митрополиту. Киевская митрополия. || Главный (кафедральный) город этого округа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Киевская епархия (Украинская православная церковь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская епархия. Эту страницу предлагается переименовать в Киевская епархия. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/14 марта 2012 …   Википедия

  • Митрополия — Не следует путать с термином Метрополия. Митрополия в христианстве  область, находящаяся в канонической власти митрополита; обычно подразумевает несколько епархий, объединенных в так называемый митрополичий округ. В древней Церкви… …   Википедия

  • ЕПАРХИЯ — [греч. ἐπαρχία; лат. provincia, dioecesis], часть Вселенской и поместной Церкви, управляемая правящим епископом. По своему значению термины не совпадают с аналогичными, существовавшими в древности. В Римской империи при имп. Диоклетиане… …   Православная энциклопедия

  • Епархия Эдмонтона (грекокатолическая) — Епархия Эдмонтона Eparchia Edmontonensis Ucrainorum …   Википедия

  • Епархия Нью-Уэстминстера — Епархия Эдмонтона Eparchia Neo Vestmonasteriensis Ucrainorum византийский Главный город Нью Уэстминстер Страна …   Википедия

  • Епархия Саскатуна (грекокатолическая) — Епархия Саскатуна Eparchia Saskatoonensis Ucrainorum, Саскатунська єпархія …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.